В далеком СССР. Помощница машиниста тепловоза.:))
С этого рассказа я начинаю серию воспоминаний или зарисовок. Можете назвать, как хотите. Они ни к чему не призывают, ни чему не учат. Просто о том, как мы жили в те далекие времена. Просто истории из жизни одного советского человека.
В 1970 году я заканчивала 8 -й класс школы. В мае, перед экзаменами, стала задумываться:" А куда же мне дальше идти учиться?" Мне светили две тройки в свидетельстве..По химии и по русскому языку. С такими оценками в институт не поступить, надо даже думать забыть.
Мне попал в руки справочник для выпускников 8-х классов, поступающих учиться дальше. Открываю. Вижу: ПТУ. Это не для меня. Мед. училище тоже. Врачом я бы пошла работать, а мед.сестрой нет. Радиотехникум? Просто темный лес.
Химикофармацевтический? Это с тройкой-то по химии? Самой стало смешно.И вдруг вижу "Ленинградский механический техникум железнодорожного транспорта". Далее ЛМТ ЖДТ МПС СССР. И находится на моей-то улице. Ездить не надо никуда.Ура! Железная дорога! Романтика! Я поезда обожала. Лежишь на верхней полке и слушаешь.Ту-ту-ту-ту, Ту-ту-ту-ту, Ту-ту-ту-ту.
Решила поступать на Холодильное отделение. Родители одобрили:"На железке не пропадешь.. Всегда с куском хлеба будешь."
Я легко поступила и сразу стала отличницей. Только тут я узнала, что моя школа была в районе первой по успеваемости и по поступлениям в ВУЗ, а мои тройки были крепкими четверками. Легко и радостно мы доучились до Нового года. Сдали экзамены за первый семестр. А после каникул пришел приказ из Министерства, чтобы девушек больше по этой специальности не выпускать. Некуда трудоустраивать. В группе было 6 девушек. Нам предложили перейти на Вагонное отделение.Что? Бегать и буксы щупать у вагонов? Никогда! С большим усилием добилась я перевода на Тепловозное отделение. В техникуме было всего 3 отделения. Мне разрешили на выбор взять с собой 2 -х подружек. И мы начали учиться ремонтировать и водить тепловозы. 3 девочки и 55 парней.
На третьем курсе началась производственная практика. Мои девчонки пошли в тех.отдел. А я оператором на пункт оборота локомотивных бригад в Шушарах. Мальчишки стали стажироваться на помощника машиниста. Через месяц и я добилась разрешения на поездную практику. Помню,что когда я пришла на пункт оборота перед первой поездкой, все хихикали и подшучивали над моим машинистом. Он стоял весь красный и сердитый посреди комнаты и отбивался от приколов коллег. Мне сказал: "Иди принимай машину". Я резво отправилась на тепловоз. Первым делом, надо проверить и записать топливо и масло. Я ловко откручиваю щуп на дизеле и в секунду оказываюсь вся обрызганная горячим маслом! А за спиной стояли и ржали машинист и помощник. "С крещеньицем тебя, Оленька!" Оказывается, что замерять топливо и масло при работающем дизеле нельзя. Через какое-то время я уже знала все хитрости и премудрости этой работы. Машинисты ко мне относились хорошо. По-отцовски!
Бывало высунусь из окна со стороны помощника машиниста, длинные белые волосы развеваются по ветру. А машинисты встречных электричек спрашивают по рации:"Кого везешь?" - "Это мой помощник!" Инструктора знали обо мне и понимали, что машинист не нарушает устав, а это помощник у него такой. Это были лучшие дни моей жизни. Из окна локомотива видишь совсем по другому и смену времен года, и смену времени суток. А разве можно передать то ощущение, когда движением одной руки ты сдвигаешь с места состав 8000 тонн весом и пытаешься вытянуть его на затяжной подъем. Романтика!
Но практика закончилась. Дипломы мы защитили, а вот работать помощником девушке не разрешили. А это зарплата 180-220 рублей в месяц. Нас всех троих распределили в проектный институт Ленгипротранс. с окладом в 95 рублей!? Я лично была в шоке. Решила поступить в институт. Принесла документы и стала подавать их на механический факультет, на кафедру тепловозов.
Мне говорят:"Девушек не принимаем" А я кладу свой тепловозный диплом на стол и говорю:" А придется!"
Так я поступила на вечернее отделение. Знания, полученные в ЛМТ ЖДТ МПС СССР были на столько крепкими и объемными, что по основной специальности учить почти ничего не приходилось. Электросхему тепловоза мы еще в техникуме выучили на зубок. "От АБ на сотый провод и далее на….." Без нее знания на поездную практику не допускали.
Недавно, когда отмечали столетие ЛМТ ЖДТ, пригласили выпускников всех лет из числа краснодипломников и тех кто закончил институт ЛИИЖТ. После торжественной части разошлись по своим профильным аудиториям. Я захожу в класс, а там человек 20-25 мужчин всех возрастов. Смотрят на меня и смеются::"Девушка, вы ничего не перепутали?"
А я им говорю:"Нет. Не перепутала. Как сейчас помню. От АБ на сотый провод и далее на….."! Наш человек! Заходи! Вот такая история!